На Федеральном портале проектов нормативных актов размещен проект приказа Минтруда РФ «Об утверждении требований к порядку разработки и содержанию правил (стандартов) и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем». Документ находится на стадии общественного обсуждения до 19 июля.
Проект приказа включает общие требования к разработке указанных локальных актов предприятия и регламентирует требования к их содержанию. Документ нацелен на предоставление практической помощи работодателям по подготовке локальных актов в сфере охраны труда в соответствии с особенностями производственной деятельности.
Приказ не утверждает дополнительных обязательств и ограничений в отношении предпринимателей, его исполнение не влечет дополнительной нагрузки на бюджет.
Документ предусматривает, что работодатель разрабатывает 1) Правила по охране труда в формате стандартов организации и 2) инструкции по ОТ для поддержания безопасности, сохранения жизни и здоровья сотрудников в процессе осуществления ими трудовых функций.
Работодатель в соответствии с особенностями производственной деятельности с учетом результатов оценки уровней профессиональных рисков имеет право прописывать в собственных локальных актах (включая правила/стандарты и инструкции по ОТ) дополнительные требования обеспечения безопасности, которые не расходятся с действующими нормативами.
Если обязательные требования по ОТ отсутствуют в нормативных актах в отношении некоторых видов и условий работ наймодатель вправе устанавливать в собственных правилах и инструкциях перечень необходимых требований по ОТ.
Соответствующие локальные акты утверждаются руководителями предприятий и организаций. Последние должны под подпись ознакомить сотрудников с их содержанием, проверить знание ими требований по ОТ, которые включены в разработанные работодателем правила и инструкции.
Проектом устанавливается назначение работодателем должностного лица, которое несет ответственность за разработку правил, а также лиц, участвующих в их подготовке, включая специалистов по ОТ, глав структурных подразделений и сотрудников, выполняющих работы, на которые распространяются соответствующие требования. При этом работодателю в ходе подготовки локальных актов нужно принимать во внимание позицию выборного органа первичной профсоюзной организации.
Процесс разработки инструкций по ОТ выполняется работодателем в соответствии с действующими обязательными требованиями по охране труда в РФ и с учетом дополнительных факторов. К ним относятся результаты СОУТ на рабочих местах, анализ требований профстандартов, итоги изучения видов работ, установление степени профессиональных рисков и опасностей, а также анализ результатов расследования фактов травматизма на производстве.
Документ описывает содержательные элементы инструкций по ОТ и подробно указывает, какие сведения должны содержать разделы: «1) общие требования охраны труда; 2) требования охраны труда перед началом работы; 3) требования охраны труда во время работы; 4) требования охраны труда в аварийных ситуациях; 5) требования охраны труда по окончании работы». В проекте приказа также содержится список глав, рекомендуемых для включения в правила по ОТ.
Отметим одно важное требование – в правилах и инструкциях по охране труда НЕ ДОПУСКАЕТСЯ применение определений, подчеркивающих особое значение отдельных требований (например, «категорически», «особенно», «обязательно», «строго», «безусловно» и т.п.), а также иных терминов и понятий, не отвечающих принципу правовой определенности. Поэтому наши рекомендации – заранее начать большую работу по пересмотру всех инструкций по охране труда на предмет исключения из них подобной терминологии.
А вот положение о том, что инструкции по ОТ в организациях разрабатываются на основе типовых инструкций исчезло, т.к. регуляторная гильотина уничтожила 725 типовых инструкций.
Упростит ли этот факт жизнь бизнесу? Вопрос риторический. Вполне обычная ситуация, когда работодатель принимает на должность специалиста по ОТ вчерашнего студента и поручает ему с нуля разработать инструкции по ОТ на все предприятие. И хорошо, если технологи и мастера окажут содействие в этой непростой задаче. А если нет помощи и нет типовых инструкций.
Сложно понять логику Минтруда – чем мешали эти самые типовые инструкции. Почему бы сейчас государству не осуществлять методическую помощь бизнесу через подготовку примерных рекомендуемых типовых инструкций по ОТ, актуализированных в ногу с технологическим прогрессом.
Но, пожалуй, это достаточно трудоемкая и сложная задача. Ведь куда как проще не помогать бизнесу методическими материалами, а например доносить некий «передовой опыт» через многомиллионные проекты, как Общественно-просветительская кампания «Здоровье. Ответственность. Труд», вся суть которой свелась к примитивному копипасту в соцсетях и созданию нескольких откровенно бестолковые видеороликов.