Как изменилась форма личной карточки
Форму личной карточки учета выдачи СИЗ утвердили в приложении 2 к Правилам обеспечения средствами индивидуальной защиты (утв. приказом Минтруда от 29.10.2021 № 766н, далее – Правила № 766н). В новых правилах рекомендуемая форма документа, а в предыдущих была обязательная. Из-за этого специалисты считают, что после 1 сентября можно продолжать вести карточки в привычной форме, но это не так. Давайте разберемся в причинах:
1. В новой форме добавили информацию о выдаче дерматологических средств защиты. А стандарт безопасности, которым утвердили отдельную форму карточки для таких СИЗ, – отменяют с сентября без замены (абз. 4 п. 2 приказа Минтруда от 29.10.2021 № 766н). В Правилах № 766н прописали, что отмечать факт выдачи дерматологических СИЗ и смывающих средств нужно именно в личной карточке учета выдачи средств защиты по образцу из приложения 2 (п. 25 Правил № 766н).
2. Минтруд придерживается позиции, что рекомендованный образец документа содержит минимальные требования к его содержанию. Можно вносить дополнительные сведения, но исключать информацию – нельзя (письмо Минтруда от 20.03.2020 № 15-2/005-931). Если продолжить вести карточку по старой форме, в документе не будет минимальной информации из рекомендованного образца действующих правил.
3. В старой форме есть избыточная информация. В карточке больше нет смысла указывать процент износа СИЗ, которые возвращает работник. С сентября средства защиты, которые эксплуатировали и вернули до истечения срока эксплуатации, повторно выдавать работникам нельзя, поэтому не нужно определять процент износа.
Кто заполняет карточку
Карточку заполняет работник, ответственный за выдачу СИЗ. Его выбирает и назначает приказом работодатель. Дополнительно эту обязанность прописывают в должностной инструкции. Ответственным, как правило, назначают кладовщика, руководителя подразделения или мастера, в зависимости от размеров организации.
Специалист по ОТ личные карточки не заполняет, обязанность не предусмотрена ни профстандартом, ни квалификационными характеристиками. Специалист по ОТ на основе НПА разрабатывает форму карточки и правила оформления выдачи СИЗ, а далее контролирует соблюдение требований. Чтобы помочь ответственным за ведение карточки и сократить количество их ошибок, специалист по ОТ может сам заполнить часть ее лицевой стороны – таблицу с конкретными наименованиями СИЗ. Если заполнить таблицу заранее, остальные блоки карточки будет удобно проверять, сравнивая то, что нужно, с тем, что реально выдают работнику.