Вопрос: Работник работает водителем электрического погрузчика. Все перемещения только на складе, на дороги общего пользования не выезжает. Недавно работника обязали проходить периодические и предрейсовые медицинские осмотры. Должен ли он проходить эти осмотры, если управляет погрузчиком только на складе?
Ответ: Роструд ответил (письмо от 10 августа 2023 г. № ПГ/16443-6-1), что в соответствии с действующим законодательством необходимость проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров предусмотрена в отношении работников, занятых на работах, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств.
При этом ведомство сослалось на нормы трёх НПА:
- часть 3 статьи 214 и часть 1 статьи 220 ТК РФ;
- пункт 1 статьи 20 и пункт 3 статьи 23 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»;
- пункт 2 Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, утверждённого приказом Минздрава России от 15 декабря 2014 г. № 835н (далее — Порядок).
Начальник Правового управления Роструда Б.С. Гудко пояснил, что предсменные, предрейсовые и послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся в отношении отдельных категорий работников в случаях, установленных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 2 Порядка).
Предсменные, предрейсовые медицинские осмотры проводятся перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения (пункт 4 Порядка).
Приказом Минтруда России от 18 ноября 2020 г. № 814н утверждены Правила по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (далее — Правила).
Из пункта 1 пункта 6 Правил следует, что при эксплуатации промышленного транспорта и технологического оборудования на работников возможно воздействие вредных и (или) опасных производственных факторов, в том числе движущегося промышленного транспорта, машин и механизмов, подвижных элементов технологического оборудования, перемещаемых материалов, заготовок, изделий.
Организации, имеющие и эксплуатирующие транспортные средства, являются владельцами источника повышенной опасности и обязаны организовать и проводить все мероприятия, предусмотренные действующим законодательством, в отношении штатных водителей организации.
Вывод:
Водителю погрузчика целесообразно проходить предрейсовые и периодические медосмотры, полагает ведомство. Неважно, выезжает он на дорогу общественного пользования или передвигается по закрытой территории.
Этот вывод частично противоречит тому, что ведомство афишировало на сайте онлайнинспекция 18 ноября 2021 года в части необходимости проведения предрейсовых медосмотров.