Источник: Проект Федерального закона № 35884-8
Депутаты Госдумы приняли в первом чтении законопроект, предусматривающий возможность дистанционного проведения медицинских осмотров работников транспортных организаций. Документ подготовлен представителями нескольких парламентских фракций и вносит изменения сразу в два федеральных закона — ст. 46 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и ст.23 «О безопасности дорожного движения».
Главное новшество связано с возможностью организации и проведения предварительных, предсменных, предрейсовых, текущих (внутрисменных, послесменных, внутрирейсовых, послерейсовых) медосмотров с применением медицинских изделий, которые обеспечивают автоматизированную передачу данных о состоянии здоровья работников и контроль их здоровья в дистанционном формате.
Соответствующие полномочия закрепляются за Минздравом РФ с целью сокращения фактов травматизма и уменьшения числа ДТП при выполнении работ и оказании услуг, при которых применяются транспортные средства.
По мнению авторов законопроекта, дистанционное обследование водителей примерно вдвое сократит время на эту процедуру, позволит снизить в 2 раза стоимость медосмотров, что уменьшит расходы предпринимателей. Одновременно увеличится охват тех работников, которые подлежат осмотрам и экономятся силы медработников, что важно в условиях дефицита кадров.
При этом дистанционный формат обследования не исключает традиционный медосмотр. Законопроект позволяет предпринимателям по своей инициативе вводить удобный способ освидетельствования. В некоторых местах в силу специфических условий производственной деятельности дистанционный режим может стать единственным доступным и экономически оправданным видом медицинских осмотров работников.
Для проведения дистанционных освидетельствований существует свыше 15 различных устройств физической передачи информации о состоянии здоровья работников. Особенности их использования планируется установить в порядках проведения данных видов медосмотров, что делает регулирование более удобным для правоприменителя. Производителями подобных устройств могут быть компании, прошедшие регистрацию в РФ как юридические лица.
Предусматривается использование двух видов идентификации – специальный номер и биометрические данные. Это полностью исключает прохождение медосмотра иным лицом. В большинстве медицинских изделий для дистанционных медосмотров есть функция поддержки врачебных решений, что минимизирует вероятность ошибки со стороны человека. Окончательное решение о состоянии здоровья работника принимается не автоматизированным комплексом, а врачом на основании полученных с его помощью данных.
Дистанционный формат освидетельствования аналогично стандартному организуется за счет бюджета работодателя. Планируется, что для использования средств дистанционного контроля за здоровьем они будут заключать договора с соответствующими медицинскими организациями.
Авторы документа отмечают положительный опыт работы подобной системы в угольной отрасли и говорят об активной поддержке со стороны представителей профессионального сообщества, в том числе участников рынка пассажирских и грузовых перевозок.
Интересно, что проект закона никак не регулирует возможность дистанционного медосмотра работников железнодорожного транспорта, где из-за больших расстояний этот формат может стать актуальным. Во время обсуждения в первом чтении разработчики документа пообещали расширить рамки базового законопроекта или должны подготовить отдельный проект закона для тех, кто работает на железной дороге.
В ходе обсуждения был поднят вопрос о целесообразности исключения из дистанционного формата медосмотров с целью повышения безопасности водителей, которые занимаются перевозками организованных групп детей. Представлявший законопроект депутат от «Единой России» Дмитрий Хубезов пояснил, что документ написан, исходя из полного убеждения в качестве и безопасности медицинских изделий для дистанционного обследования. Поэтому подобные исключения проект закона не предусматривает.
Также депутатов волнует вопрос безопасности сведений, полученных в ходе медосмотра. По словам Хубезова, порядок передачи и хранения такой информации регулируется действующим российским законодательством. В плане безопасности процедуры авторы документа ссылаются на опыт Москвы. Здесь по отношению к одним и тем же группам работников сначала применялась традиционная форма медосмотра, а затем дистанционный режим. При этом никакой разницы в качестве и достоверности результатов обнаружено не было.
В целом обсуждение законопроекта о введении дистанционных медосмотров заняло у парламентариев около 20 минут, что значительно больше, чем ранее Дума затратила на рассмотрение поправок при принятии новой редакции X раздела Трудового Кодекса РФ по Охране труда.